Правильный каркасный дом — это технология строительства.

 
Это не инструкция по строительству каркасного дома – это философия принципа построения правильного каркаса. Информации о технологии строительства правильного каркасного дома в интернете масса. Проблема в том, что большинство статей бесполезны, а иногда и вредны, так как написаны блогерами и «копирайтерами» и переписаны «рерайтерами» по несколько раз, людьми далекими от самой темы и сами они ничего в этом не понимают, и в руках, так сказать, не держали. Все это написано с чужих слов, или переписано с чужих букв, или услышано в автобусе, или сосед рассказал. А действительно качественной, грамотной и правдивой информации по теме, от реальных специалистов и профессионалов своего дела, в интернете очень мало, если сможете отфильтровать зерна от плевел – отлично!

Приходилось ли вам сталкиваться с тем, что в обсуждениях на форумах всплывает тема про «правильный» или «неправильный» каркасный дом? Часто строителей тыкают носом, говоря, что каркас неправильный. Может быть дело в другом, может быть у каждого свое видение, что такое правильно, а что нет. А что может вообще скрываться за понятием «правильный каркас», который является основой каркасного дома.

Попробуем разобраться! Достаточно сложно говорить про правильный каркасный дом, потому что, единственно верного «правильного» каркасного дома, как такового, не существует. Неожиданно! Абсолютного понятия как «правильный каркасный дом» нет! Во первых потому, что нет такого эталона, как «правильный каркасный дом». Нет единственно правильной технологии, материалов, «пирога» формирования утепления стен.

А как у них «за бугром»? Если не брать во внимание наши СНиПы, а в Европе и Америке про наши снипы ничего не знают, но как то строят и неплохо строят, и давно строят, и собаку на этом съели, и получше чем у нас строят и «куча» проверяльщиков стоит за спиной. Тогда, какое же оно, это эталонное решение, где все правильно? И какой он, этот ПРАВИЛЬНЫЙ каркасный дом? Все очень просто!

Каркасный дом — это конструктор со множеством решений. И есть несколько решений, которые можно назвать правильными, а еще больше решений — «полуправильных», ну а «не очень правильных» вообще легион. Тем не менее, среди многообразия решений, можно выделить те, которые обычно и имеют в виду, говоря про «правильность». Это каркас американского и скандинавского типа. Почему именно они считаются образцами «правильности»? Все очень просто.

Подавляющее большинство частных домов для постоянного проживания в Америке и очень значимый процент в Скандинавии, построены именно по каркасной технологии. Эта технология там используется уже не один десяток лет. За это время, набиты все возможные шишки, перебраны все возможные варианты и найдена некая универсальная схема, которая говорит: делай так и у тебя все будет хорошо. Причем такая схема является оптимальным решением сразу по нескольким характеристикам:

1. Конструктивная надежность решений;
2. Оптимальность по трудозатратам;
3. Оптимальность по затратам материалов;
4. Хорошие теплотехнические характеристики;

Правильный каркасный дом, это когда используется стандартный подход формирования самого несущего каркаса, его утепления и используемых материалов, как правило, применяемые в Америке или стран Скандинавии, а само строение, отвечает всем вышеперечисленным критериям. Зачем «наступать на грабли», если можно воспользоваться опытом людей, уже «съевших пуд соли» на этом!

Для каркасного дома ПРАВИЛЬНО — это когда: надежно, тепло и недорого! Американский и скандинавский каркас и их отличия. Принципы разных подходов сборки и технологий построения несущих конструкций каркасного дома.

АМЕРИКАНСКИЙ КАРКАС

Ключевые особенности американского каркаса — это практически эталон минимализма. Его легко собирать, он логичен, прост, крепок, функционален и надежен как железный лом. Нет ничего лишнего, на чем можно было бы сэкономить. Все «лишнее» уже убрали, там люди привыкли экономить на все что можно, но жесткий строительный контроль не дает опустится на уровень откровенной халтуры, если что случится – страховку не выплатят.

Поэтому американский каркас можно назвать эталоном соотношений — цены, надежности и результата. В каркасе используются только сухие строганные доски, никакого цельного бруса и обрезного материала. В угловых стойках и обвязках, так же никакого цельного бруса. Стойки могут быть сдвоенные, строенные, но только из доски.

Правильные углы каркаса дома. Угловая стойка из цельного бруса – это самый неудачный вариант! Угловая стойка каркаса должна собирается из несколько сплоченных между собой досок и с определенном расположением. Существует несколько вариантов формирования угловых стоек и собираться они могут из трех или пяти досок на одну стойку. Схем и вариаций много, каждый вариант хорош по своему и зависит от ситуации и условий, а какой вариант лучше это отдельный разговор.

Сдвоенные или строенные стойки в районе оконных и дверных проемов. Наличие усилителя над проемами «хидер» — доска установленная на ребро. Перехлест нижнего и верхнего ряда обвязки в нужных местах. Укосин в каркасе нет, так как в американском варианте, при наличии обшивки плитами OSB по каркасу, необходимости в укосинах нет, есть только обрешетка, а листы плит можно рассматривать, как одна большая укосина. Правильные проемы в каркасном доме.

Проемы и верхняя обвязка — это наиболее значимое отличие американской схемы каркаса от скандинавской. На что обычно обращают внимание, говоря про «неправильные» проемы, это одинарные стойки по бокам проема. Это нужно не только для усиления проема для установки окна или двери. Окну например будет и на одинарных стойках хорошо. В основном, сплоченные стойки нужны для усиления опоры лежащих на них элементов, как правило это балки между этажного перекрытия. Но в некоторых случаях, сдвоенные вертикальные стойки бывают просты бессмысленны.

Усилитель проема доска на ребро – хидер. Вот это действительно важный элемент. Как правило устанавливается, сверху на оконный или дверной проем в случаях когда будет приходить какая-то нагрузка — лаги перекрытия второго этажа, стропильная система. А сама стена ослаблена на прогиб в районе проема. Поэтому в проемах и делаются локальные усиления. Применяется в американских каркасах, в скандинавской технологи, обычно не применяется. Если нужно усилить проем – то делается двойная верхняя обвязка.

Двойная верхняя обвязка из доски одна из отличительных особенностей американского каркаса от скандинавского. Сдвоенная обвязка дает усиление по верху стены на прогиб от нагрузки сверху — межэтажного перекрытия и стропил. Перехлест в углу связывает вместе две перпендикулярных стены. Перехлест по центру связываем вместе два участка одной стены. Перехлест по перегородке связываем вместе перегородку с наружной стеной. Таким образом, сдвоенная обвязка выполняет и вторую задачу — обеспечивает жесткость и цельность всей конструкции стен строения.

В отечественном исполнении часто можно встретить верхнюю обвязку из целого бруса — это не лучшее решение. Реализовать соединения и перехлесты, для обеспечения цельности всей конструкции гораздо сложнее. Зачем делать сложно, если можно сделать проще и надежнее!

Укосина в каркасе. Еще один краеугольный камень. Что такое укосина — это диагональный элемент в стене, образующий треугольную конструкцию, благодаря которому обеспечивается пространственная жесткость на сдвиг в боковой плоскости. Укосина устанавливается с углом от 45 до 60 гр. это самый устойчивый треугольник. Угол может быть и другим, но именно такой диапазон лучше всего. Укосина врезается на ребро в верхнюю и нижнюю обвязку и в каждую стойку на своем пути, а не просто упирается в стойку, таким образом она связывает конструкцию воедино.

СКАНДИНАВСКИЙ КАРКАС

В отличие от американского, где каркасы практически стандартизированы и различий очень мало, в Скандинавии вариаций больше. Тут можно найти и классический американский каркас и гибридные версии. По сути, скандинавский каркас, есть развитие и модернизация американского.

Главное отличие в конструкции верхней обвязки – ее нет, а есть ригель, который заменяет собой и американские хидеры и сдвоенную обвязку, являясь мощным силовым элементом. Силовой ригель вертикально врезан в стойки на протяжении всей стены, плюс одинарная обвязка по верху стены и наличие одинарных стоек в оконных и дверных проемах. И все различия!

Скандинавский каркас больше похож на принцип построения фахверковых строений, имеет большую жесткость и возможность дополнительного утепления в его месте расположения. Такой принцип удобен в определенных конструкция, например в строениях с односкатной крышей. Основной недостаток скандинавского каркаса состоит в его большей сложности изготовления, соответственно трудоемкости — нужно делать пропилы под ригель во всех стойках строения. Он требует больше время на изготовления. Да, скандинавский каркас имеет определенные преимущества, но требует приложения больших сил и время.

ПРАВИЛЬНЫЙ КАРКАС

Принято называть американскую или скандинавскую схему каркаса — правильной, по причине, что она уже многократно опробована на тысячах домов, доказав свою жизнеспособность и разумное соотношение «простоты-надежности-качества». К «полуправильным» и «неправильным» относятся все остальные виды каркасов. При этом каркас может быть вполне надежным, но неоптимальным в исполнении.

«Полуправильные» каркасы.

К «не совсем правильным» каркасам можно отнести те решения, которые несколько отличаются от типовых скандинавских и американских решений, но тем не менее, также удовлетворяют двум основным критериям — надежность конструкции и хорошие решения по части утепления. Полуправильные каркасы имеют полное право на существование, но могут отличаются от типовых скандинавских и американских решений своим многократным или наоборот недостаточным запасом прочности, большим наличием «мостиков холода», необоснованным перерасходом материала. А так же повышенной сложностью и высокой трудозатратностью работ, что также сказывается на стоимости.

К «неправильным каркасам» можно отнести все остальные варианты и решения формирования каркасного строения, хотя их «неправильность» может быть весьма условная. Совсем не факт, что «неправильный каркас» обязательно развалится или покосится. В основном «неправильность» заключается в каких-то спорных и не самых лучших решениях. Делается сложно там, где можно сделать проще. Используется больше материала, когда можно меньше. Делается более неудобная сама конструкция для ее утепления и последующих работ.

Основой недостаток «неправильных» каркасов в том, что они не дают совершенно никаких выигрышей по сравнению с «правильными» или «полуправильными» — ни в надежности, ни в стоимости, ни в трудозатратах, и вообще ни в чем.

«Неправильные» каркасы – собирательный образ отличный от американского или скандинавского вариантов, с бесполезными усовершенствованиями и сложными решениями, когда это можно сделать проще, с отсутствием — что надо и наличие — чего не надо, это когда дорого и бестолково.

Редко, но бывает, когда заказчик просит поставить стойки каркаса с шагом в 400 мм. Зачем, когда общепринято устанавливать стойки, стропила, балки перекрытий с расчетным шагом в 600 мм. Спрашиваешь: «Зачем такой частый шаг нужен, у вас там на втором этаже танк стоять будет? И утеплять не удобно, все утеплители сделаны под шаг 600 мм и перерасход пиломатериала и трудозатраты выше!» — Что бы было крепче. А зачем он нужен, этот трехкратный запас прочности и дополнительные, а главное абсолютно ненужные расходы? Вот такой вариант каркаса, можно уже отнести к категории, как «неправильный». Такой каркас, и конструктивно и экономически не обоснован!

Например каркас по системе «двойной объемный» каркас, пропагандируемый одной московской компанией. Основное отличие это фактически двойная наружная стена, с разнесенными относительно друг друга стойками. Сам каркас имеет двойной запас прочности – хорошо, но зачем? Он неплох с точки зрения тепло-сбережения, за счет минимизации мостиков холода, но проигрывает в технологичности и стоимости. Задачу ликвидации мостиков холода и дополнительного утепления, ради чего делается такой каркас, можно решить более простым, надежным и менее дорогим методом – путем дополнительного перекрестного утепления с использованием обрешетки. И в этой зоне, еще можно будет разместить инженерные коммуникации.

Такие каркасы можно смело назвать «полуправильными» именно потому, что грубых нарушений нет. Есть отличия от типовых американо-скандинавских решений в попытках что-то улучшить или придумать некую «свою фишку». В некоторых случаях, такого разного рода «индивидуальные ноу хау», с «притянутыми за уши» преимуществами, могут быть не только бессмысленны, но и вредны.

Когда люди пытаются разобраться, что и как лучше сделать, то они все равно и довольно быстро, приходят к канадской или скандинавской конструкции построения каркаса.

ПОСТРОИМ КАРКАСНЫЙ ДОМ ПРАВИЛЬНО ⇒